• Как мы почти победили. Или хроника чемпионата мира по ловле форели 2003 года.

Stern

Как вы уже знаете, уважаемы читатели, сборная России на Чемпионате мира по ловле форели спиннингом заняла в 2003 году второе место. О ходе соревнований, о тонкостях ловли, о стратегии и тактике и о том, как надо ловить эту хитрую рыбу я и хочу рассказать.

Альпы, небольшая речка с маленькой глубиной и быстрым течением, городок Термо ди Комано, протянувшийся вдоль речки Сарка на пару километров. Отели и магазины, шоссе проходит в нескольких метрах от берега реки. Рыболовов не видно, видно лишь форель — очень для нас непривычно. В России все наоборот — рыболовов больше. Таким мы увидели место, где через четыре дня нашей команде из пяти человек предстояло защищать честь страны.

День первый,

тренировочный. Но тренировочным он так и не состоялся. Размещение, получение лицензии — времени на ловлю не остается. Решаем погулять по берегу. Где точно будут разбиты зоны ловли мы еще не знаем. Выходим на берег. Речка очень мелкая, метров 30 шириной, есть узкости по 10 метров, а есть разливы до 50 метров. В разливах присутствует глубина, медленное течение. Прозрачная вода. Рыбы не много и размером она не радует. Все что мы увидели — это несколько стает меленькой форели (а это и не форель вовсе была, а «голец») и несколько единичных рыбок чуть более крупных, граммов по 100—150 (это была уже форель). На речку прошлого чемпионата мира данный водоток совершенно не похож. И все наше секретное оружие — блесны с вольфрамовыми и свинцовыми сердечниками, тут нам не помощники. Но русская нация отличается не только дураками и дорогами, поэтому весь вечер мы изобретали подходящие, как нам казалось, вертушки и к утру у всех нас был приличный боекомплект, который и предстояло проверить.

День второй,

тренировочный. Лицензии получены — в бой. Спускаемся к воде. Я, как обычно, начинаю со свермелких приманок (№ 000 и № 0000). Люблю я ловить на то, чего у других нету. Пару забросов и 200 граммовая форель на крючке. Видеокамера, несколько снимков на память — первая заграничная красавица отправляется на свободу. Дело пошло. За пол часа ловлю около 5 штук. Василий идет вниз по течению, там река входит в каньон, много глубоких ям на поворотах. Ловит там пару приличных рыб, около 400 граммов. У меня там не получается. Но зоны ловли тут не будет, поэтому возвращаюсь на перекаты. Ловится исправно. Мои три нуля пришлось утяжелить свинцовым сердечником. Яркий красный цвет этого сердечника увеличил число поклевок. Подхожу к Андрею. У него не заладилось. Несколько рыб, которых видно с берега, не реагируют на его вертушки крупных номеров. Я делаю заброс своих микроблесен, и эти форельки вполне охотно их съедают. Делаем выводы. Идем дальше. Михаил успешно ловит на более крупные вертушки (№ 0 и № 1 — Мюраны и Колонели) с переката, но на мелководном перекате у него ловить не получается. Тяжеловата приманки и мелковата рыба — я так думаю. Федор прошел сверху вниз всю зону ловли — результат не радует — около 5 хвостов. Нахожу интересное место: в речку впадает ручеек, образуется ямка с затишком и глубиной около 50—70 сантиметров, длина затишка метров 7, ширина около 3 метров. А река в этом месте шириной метров 40 с торчащими камнями и очень мелкая. По середине моего затишка торчит огромный камень. Заброс к камню — есть. Еще заброс — есть. И так десяток раз подряд. Рыба разная — от 50 до 700 граммов. С крупной боролся долго — 0.12 в сочетании со спиннингом 0.8—3 грамма. Обратил внимание, что форель тут более «бешеная», чем у нас. Взять рыбу в воде рукой практически не удается, а у нас в Питере я только так и делаю. Спиннинг мягковат для вываживания, но идеален для заброса моих мелких блесен. Решаю оставить его для соревнований. Тренировка закончена. Склоняемся в сторону мелких блесен. Основной будет являться лонг № 0, утяжеленный свинцовым сердечником красного цвета. Как запасная приманка — № 00 и № 000, лепесток от хвостика «Нидл фиш», грузик — пара нахлыстовых утяжелительных шариков или стержневой грузик от «Ростер Тэйла». Федор вместо лонга ставит лепестки от «Ниакиса», Михаил продолжает верить любимым Мюранам и Колонелям. Но изготовленные мной и Василием приманки имеются в боекомплекте у каждого.

День третий,

тренировочный. В зоне соревнований тренировка запрещена. Едем в верховья реки. Там рыбы шквал, но размер не радует — граммов по 100 — 150. Ловится часто, на все и везде. Никаких выводов тут сделать не удалось. День прошел зря…

День четвертый,

тренировочный — официальная тренировка. Всего 1.5 часа ловли. Проверили свои выводы. Все нормально, все работает. Вечером открытие соревнований, построение, гимны, флаги, все очень торжественно и на высоком уровне. Но лично мне не до этого. Нервы. Завтра в бой. Видели, как в каждый из секторов выпускали рыбу — размер и количество определить трудно. Вроде бы штук по 5 и граммов по 200. Крупновата. Выбор приманки может оказаться неверным, но для проверки времени нет. Заниматься же экспериментами во время соревнований нельзя. Вечером определился стартовый состав — я, Василий, Федор и Михаил.

День пятый,

соревновательный. Жеребьевка. Мне достается тот сектор, где на тренировке я поймал десяток рыб с 10 забросов. Ну хоть в чем то повезло. До старта минут 40. Вижу, как в секторе лениво плавает штук 5 крупных форелей. И это только те, которых видно. А сколько там, в глубине… Но как их взять? Подойдешь к берегу — пиши пропало — уйдет рыба. Старт. Ложусь на живот и ползу к урезу воды. Зрителей масса. Чуть привстаю на локтях, делаю заброс, есть. Подсачиваю. Не с первого раза. Взял. Еще заброс, еще взял. Моя ямка частично попадает в соседний сектор. Там трудится поляк. Ему немного проще — он находится далеко от ямки и ему маскироваться надобности нет. Действует он быстрее. Ловит четыре штуки. Больше не клюет. У меня к эту времени 5 рыб. Вынимаю очередную — судья не защитывает, говорит, что это не форель. А это тот самый «голец», я такой рыбы у нас не встречал — похож на язика, только пятнистый. Пытаюсь доказать судье, что это тоже лососевая рыба, но он неприступен. Времени на разборки нет — вот где необходим тренер за спиной, который бы и занимался выяснением. В ямке больше рыбы нет. Но ее там больше, я же помню как тут ловилось на тренировке. Поскольку рыбу выпускали, то мелкая должна была уступить место более крупной и сдвинуться на перекат. Как раз в начале ямки такой перекат имелся. Глубина там сантиметров 5, быстрое течение. Ставлю свои микронули. Есть, есть, есть, есть. 4 штуки. Заброс в ямку с другой точки. Есть, сход. Есть, взял. Всего 10 штук. По слухам, у поляка 11 штук, у остальных меньше. До финиша минут 15—20. Бегу по секторам. Успеваю получить три поклевки и взять пару форелей. Финиширую с 12 штуками. У поляка так и осталось 11. Василий тоже первый в зоне и тоже с 12 штуками. Федор второй, а Михаил пятый. В общем командой мы на 1.5 балла опережаем поляков. Даже не верится. Вечер опять проводим за изготовлением блесен, обсуждением тактики.

День шестой,

соревновательный. Мне достается соседний с моим сектор, тот, где всера ловил поляк. В мой же сектор попадает мой знакомый латыш. Не худший вариант. Со старта 4 поклевки и только 1 рыба взята. «Маловата кольчужка» — подсак слишком маленького диаметра не позволяет нормально завести в него столь активную рыбу. Больше поклевок нет. У латыша тоже не лучше. Три поклевки хотя и реализованы, но ловля без маскировки не позволили взять остальных рыб. Он остается в секторе. Я жду, когда он уйдет, что бы попытаться взять маленьких форелей с переката, но… Он не уходит. Ухожу я. Прошло больше часа, а я с одной рыбкой. Нервяк. Бегу по секторам. Практически в каждом есть выходы и поклевки. Сходы через один. Слышу, что поляк поймал уже больше десятка. На перекатах ловлю на снос — заброс поперек и пауза без подмотки. Только к финишу понимаю, что из сектора можно взять далеко не одну или две рыбы, а гораздо больше. По несколько раз наколотая форель берет приманку, только если та проходит прямо у нее под носом. Каждый заброс на 20—30 см короче предыдущего и блесна по дуге проходит весь сектор. В «характерные» точки (камушки, затишки, обратки, приямки) делать прицельные забросы смысла нет — там все уже давно выбито. Форель осталась только на «прогонах». Дела налаживаются, хотя сходов по прежнему много. Финиш. У меня 6 штук. В итоге я пятый. У Василия тоже 6 штук (ровно мы с ним выступает), но он четвертый. Федор тоже хуже — 3.5. А вот Миша порадовал — поделил первое и второе место — 1.5 очка. В итоге командой проиграли полякам в этом туре 4 очка. Обидно.

Итог:

1 место — Польша — 20 баллов

2 место — РОССИЯ — 23 балла

3 место — Италия — 36 баллов

В личном зачете вся тройка — поляки. Из наших лучшим стал Василий Ольшанников — 5 место, далее Федор Мухарев — 8 место, я — девятый, и Михаил Кофман стал 12.

«Сам себя не похвалишь — …» Выступление сборной можно считать не просто успешным, а отличным. На чужом водоеме так не выступала ни одна команда России ни в одном из видов рыболовного спорта. Мало того, если дела в спиннинговом спорте и далее будут идти теми же темпами (будет развиваться Лига, будет спонсорская поддержка, будет больше соревнований и спортсменов), то без мирового ЗОЛОТА мы не останемся.